Пиво Ñ Ñ‚ÐµÐºÐ¸Ð»Ð¾Ð¹
Ðаш питерÑкий коллега из роÑÑийÑкого Ð¸Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ «5 КОЛЕСО» СтаниÑлав ШуÑтицкий не только побывал на жеÑтких ÑпецучаÑтках ралли МекÑики, но и попыталÑÑ Ñ€Ð°Ð·Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ñ‚ÑŒÑÑ Ð² Ñекретах побед, которые вот уже второй год подрÑд штампуют предÑтавители заводÑкого гоночного коллектива Volkswagen Motorsport:
Мне нравитÑÑ Ð¼ÐµÐºÑиканÑÐºÐ°Ñ Corona, и на ужине в чеÑÑ‚ÑŒ победы СебаÑÑ‚ÑŒÑна Ожье и Жюльена ИнграÑÑии из Volkswagen Motorsport Ñ Ð½Ð°Ð¼ÐµÑ€ÐµÐ²Ð°Ð»ÑÑ Ð¾Ð³Ñ€Ð°Ð½Ð¸Ñ‡Ð¸Ñ‚ÑŒÑÑ Ñтим пенным напитком. Ðо Ð›ÑƒÐ¸Ñ ÐœÐ¾Ð¹Ñ, легендарный штурман «Матадора» КарлоÑа СайнÑа, пододвинул мне Ñтопку золотиÑтой текилы. Ð’Ñе мои попытки раÑÑказать о печальном опыте комбинации пива Ñ Ð²Ð¾Ð´ÐºÐ¾Ð¹ уÑпеха не имели. Ð›ÑƒÐ¸Ñ Ð±Ñ‹Ð» неумолим: «СтаниÑлав, Ñ‚Ñ‹ в МекÑике!»
Фото СтаниÑлава ШуÑтицкого
ЕÑли вернутьÑÑ Ðº теме коктейлей, то, на мой взглÑд, главным результатом вышеупомÑнутой дегуÑтации может Ñтать непредÑказуемоÑÑ‚ÑŒ того Ñамого результата. Что же каÑаетÑÑ Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÑказуемоÑти иÑхода ралли МекÑики, третьего Ñтапа чемпионата мира, то Ñкажу так: тот, кто Ñделал бы Ñтавки на Ñкипажи Volkswagen Motorsport, врÑд ли Ñумел бы Ñорвать большой куш. ОÑобенно еÑли Ñто Ñкипаж дейÑтвующих чемпионов мира. Уж Ñлишком Ñ€Ð°Ð·Ð³Ñ€Ð¾Ð¼Ð½Ñ‹Ð¼Â Ð´Ð»Ñ Ñоперников было их прошлогоднее выÑтупление, а поÑему и желающих поÑтавить на лидеров было бы великое множеÑтво. Ðо Ñами «виновники торжеÑтва» Ñвно не ÑобиралиÑÑŒ почивать на лаврах. И руководитель команды ЙоÑÑ‚ Капито, и Ñотрудники подразделений VW Motorsport, и Ñами пилоты в один Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ñ Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ñ€Ð¸Ð»Ð¸ о том, Ñ‡Ñ‚Ð¾Â ÐºÐ¾Ð½ÐºÑƒÑ€ÐµÐ½Ñ†Ð¸Ñ Ð² нынешнем чемпионате будет выÑокой, а Hyundai i20 WRC, дебютировавший в нынешнем чемпионате, еще покажет и Ñвою наÑтоÑщую ÑкороÑÑ‚ÑŒ, и надежноÑÑ‚ÑŒ. Именно надежноÑÑ‚ÑŒ должна была Ñтать решающим фактором в Ñтой гонке: жара Ñвыше 30° C, выÑота более 2700 метров над уровнем морÑ… ТÑжело моторам, Ñ‚Ñжело людÑм.
Вот такой мекÑиканÑкий колорит. Яркое Ñолнце, Corona, Ñимпатичные девушки и ралли
Еще одна попытка ÑовмеÑтить, казалоÑÑŒ бы, неÑовмеÑтимое принадлежит организаторам ралли МекÑики. ИÑпытывать иллюзии по поводу того, что ралли как вид Ñпорта в МекÑике пользуетÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐ¾Ð¹ популÑрноÑтью, не Ñтоит. ОÑобенно в Ñравнении Ñ ÐºÑƒÐ»ÑŒÑ‚Ð¾Ð¼ того же ралли в ФинлÑндии! И тем не менее организаторы мекÑиканÑкого Ñтапа утверждают, что их зрительÑÐºÐ°Ñ Ð°ÑƒÐ´Ð¸Ñ‚Ð¾Ñ€Ð¸Ñ ÑоÑтавлÑет не менее полутора миллионов зрителей. Трудно в такую цифру поверить, но и опровергнуть ее не беруÑÑŒ — зрителей дейÑтвительно было много. Организаторы из кожи вон лезут Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ð¿ÑƒÐ»Ñризации ралли — чего Ñтоит только вечерний ÑпецучаÑток, проложенный по улочкам городка Гуанохуато! ФантаÑтичеÑкое зрелище при огромном Ñтечении публики! Да и Ñо Ñпортивной точки Ð·Ñ€ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑпецучаÑток был интереÑным — лучшее Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ñƒ СебаÑÑ‚ÑŒÑна Ожье, но лишь 0,3 Ñекунды ему проиграл ÑÑтонец Отт ТÑнак, выÑтупавший в МекÑике на Ford Fiesta R5 в зачете WRC2. Правда, и диÑÑ‚Ð°Ð½Ñ†Ð¸Ñ Ñтого зрительÑкого Ñпец- учаÑтка была вÑего в километр, и проводилÑÑ Ð¾Ð½ на аÑфальте. И еще о зрителÑÑ….
Ð’ МекÑике Тьери Ðевилль открыл Ñчет подиумам Hyundai i20 WRC. Продолжение Ñледует?
Ðа одном из ÑпецучаÑтков Ñ Ð²Ñтретил четверку друзей из разных Ñтран: Ðмерики, ИÑпании, Италии и МекÑики. Сказали, что очень любÑÑ‚ ралли, огорчены тем, что в Ñтом Ñезоне не выÑтупает Евгений Ðовиков, но готовы болеть за Мартина Прокопа, ÑÑ‡Ð¸Ñ‚Ð°Ñ ÐµÐ³Ð¾ руÑÑким, и не уверены в национальноÑти Роберта Кубицы. Были Ñлегка огорчены тем, что Прокоп — чех, а Кубица — полÑк. Зато за Бенито ГуÑрру, единÑтвенного предÑÑ‚Ð°Ð²Ð¸Ñ‚ÐµÐ»Ñ ÐœÐµÐºÑики в выÑшем Ñшелоне Ñтого ралли, болели дружно и ÑтраÑтно. Ð Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð³Ð¾ учили правильно произноÑить фамилию их кумира: «Ðе ГуÑрра, а ГÑрра! ЖеÑтко! ГÑрра!» ПрÑмо как текила Ñ Â«ÐšÐ¾Ñ€Ð¾Ð½Ð¾Ð¹Â».
ÐачалаÑÑŒ гонка без оÑобых Ñюрпризов: СебаÑÑ‚ÑŒÑн Ожье быÑтро вышел в лидеры, вторую позицию занимал ÐÐ½Ð´Ñ€ÐµÐ°Ñ ÐœÐ¸ÐºÐºÐµÐ»ÑŒÑен, выÑтупающий в Ñтом Ñезоне в команде Volkswagen Motorsport II, да и Яри-Матти Латвала, вынужденный как лидер чемпионата Ñтартовать первым и раÑчищать траÑÑу, поддерживал неплохой темп. Ð’ чиÑле лидеров и ÐœÐ°Ð´Ñ ÐžÑтберг из Citroen Total Abu Dhabi WRT. Ðо уже третий ÑпецучаÑток ралли МекÑики вноÑит Ñерьезные коррективы: на 44-километровом El Chocolate разбивает о камень подвеÑку Ñвоего VW Polo R WRC МиккельÑен. И в Ñтот день гонка Ð´Ð»Ñ Ð½Ð¾Ñ€Ð²ÐµÐ¶Ñ†Ð° заканчиваетÑÑ. Реще на Ñтом ÑпецучаÑтке Ñ Â«Ð²ÐºÑƒÑным» названием произошла Ñмена лидера ралли, коим и Ñтал ÐœÐ°Ð´Ñ ÐžÑтберг. Побеждает ÐœÐ°Ð´Ñ Ð¸ на Ñледующем ÑпецучаÑтке, но верный Ñвоей тактике СебаÑÑ‚ÑŒÑн Ожье далеко Ñоперника не отпуÑкает — между ними меньше Ñеми Ñекунд. И Ñто ÑÐ°Ð¼Ð°Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐ°Ñ Ñ„Ð¾Ñ€Ð°, которую Ожье дал в Ñтой гонке Ñвоему Ñопернику. Рвот лидер команды Hyundai Motorsport Тьерри Ðевилль долго держалÑÑ Ð² тени: к Ñередине первого Ð´Ð½Ñ Ð³Ð¾Ð½ÐºÐ¸ он лишь на девÑтой позиции. И уж ÑовÑем не ладилиÑÑŒ дела у его товарища по команде КриÑа ÐткинÑона: авÑтралиец проÑто погрÑз в техничеÑких проблемах. Ð’ то же Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¾Ñ‡ÐµÐ½ÑŒ неплохо адаптировалÑÑ Ð´ÐµÐ±ÑŽÑ‚Ð°Ð½Ñ‚ ралли МекÑики, пилот заводÑкой команды Citroen ÐšÑ€Ð¸Ñ ÐœÐ¸Ðº, уÑтупавший Ñвоему коллеге МадÑу ОÑтбергу 25 Ñекунд. Хорошо ÑмотрелÑÑ Ð¸ Микко Хирвонен, выÑтупающий в Ñтом Ñезоне в команде M-Sport WRT: от лидера он отÑтавал лишь на одиннадцать Ñекунд.
Директор VW Motorsport ЙоÑÑ‚ Капито и ÐÐ½Ð´Ñ€ÐµÐ°Ñ ÐœÐ¸ÐºÐºÐµÐ»ÑŒÑен
ÐœÐ°Ð´Ñ ÐžÑтберг Ñтот Ñезон в новой команде начал неплохо: финиш на четвертой позиции на ралли Монте-Карло, подиум в Швеции… И вот теперь первое за рулем Citroen DS3 WRC гравийное ралли. ЛидерÑтво в гонке ÐœÐ°Ð´Ñ ÑƒÑтупил только поÑле Ñедьмого ÑпецучаÑтка, а Ñзади к нему поÑтепенно приближалÑÑ ÐœÐ¸ÐºÐºÐ¾ Хирвонен. ПонÑтно, что и в МекÑике ОÑтберг очень надеÑлÑÑ Ð½Ð° подиум, но впереди была еще Ð´Ð»Ð¸Ð½Ð½Ð°Ñ Ð¸ непредÑÐºÐ°Ð·ÑƒÐµÐ¼Ð°Ñ Ð³Ð¾Ð½ÐºÐ°. Ð’ качеÑтве примера той Ñамой непредÑказуемоÑти можно привеÑти воÑьмой ÑпецучаÑток, на котором разом выбыли из гонки и Микко Хирвонен, и ÐšÑ€Ð¸Ñ ÐœÐ¸Ðº. Рведь ÐšÑ€Ð¸Ñ Ðº Ñтому моменту Ñумел опередить Латвалу, продолжавшему иÑполнÑÑ‚ÑŒ роль бульдозера, и вышел на четвертую позицию. Ðо каждый километр любого ралли — Ñто Ñерьезное иÑпытание. КазалоÑÑŒ бы, до финиша первого Ð´Ð½Ñ Ñ€Ð°Ð»Ð»Ð¸ оÑтавалоÑÑŒ преодолеть три крошечных ÑпецучаÑтка общей протÑженноÑтью Ñемь километров, которые врÑд ли Ñмогли бы внеÑти ÑущеÑтвенные Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² результаты. Ðо не тут-то было: на аÑфальтовой дорожке Ñтадиона укладывает на крышу Ñвой Ford Fiesta RS WRC Роберт Кубица. ЗдеÑÑŒ, вероÑтно, нужно Ñделать небольшое отÑтупление. ЗрительÑкие ÑпецучаÑтки на Autodromo de Leon за Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ñ€Ð°Ð»Ð»Ð¸ проводилиÑÑŒ трижды и в различных форматах (Ñто к вопроÑу о популÑризации ралли в МекÑике). Реще там курÑировало «гоночное такÑи», и Ñ, прокатившиÑÑŒÂ Ñ Ð³Ð¾Ñ€Ñчим мекÑиканÑким парнем, отметил хорошее Ñцепление «гражданÑких» шин на аÑфальтовой чаÑти автодрома. Рвот гонщики, ÑÑ‚Ð°Ñ€Ñ‚ÑƒÑ Ð·Ð´ÐµÑÑŒ на гравийных шинах, были иного мнениÑ. И ÐšÑ€Ð¸Ñ ÐткинÑон, который здеÑÑŒ же едва не попал в аварию, и Тьерри Ðевиль, Ñтартовавший на ÑпецучаÑтке в паре Ñ ÐšÑƒÐ±Ð¸Ñ†ÐµÐ¹, говорили о том, что покрытие автодрома веÑьма Ñкользкое и абÑолютно непредÑказуемое. Даже СебаÑÑ‚ÑŒÑн Ожье уже в заключительный день гонки едва не Ñтал здеÑÑŒ жертвой коварного аÑфальта.
ÐœÐ°Ð´Ñ ÐžÑтберг в МекÑике буквально шел ва-банк
Во второй день ралли в гонку, по ÑиÑтеме Rally2, вернулиÑÑŒ и Роберт Кубица, и ÐšÑ€Ð¸Ñ ÐœÐ¸Ðº, и Микко Хирвонен, и ÐÐ½Ð´Ñ€ÐµÐ°Ñ ÐœÐ¸ÐºÐºÐµÐ»ÑŒÑен. Рпервым неудачником Ñтого Ð´Ð½Ñ Ñтал ÐœÐ°Ð´Ñ ÐžÑтберг, повредивший подвеÑку Ñвоего Ð°Ð²Ñ‚Ð¾Ð¼Ð¾Ð±Ð¸Ð»Ñ Ð½Ð° первом же ÑпецучаÑтке днÑ. Причиной инцидента Ñтала неточноÑÑ‚ÑŒ в Ñтенограмме. ÐœÐ°Ð´Ñ Ñмог финишировать на СУ и Ñохранил вторую позицию, но на дорожной Ñекции перед 13-м ÑпецучаÑтком ему пришлоÑÑŒ оÑтановитьÑÑ Ð´Ð»Ñ Ñ€ÐµÐ¼Ð¾Ð½Ñ‚Ð°. ÐžÐ¿ÐµÑ€Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ð·Ð°Ð½Ñла Ñлишком много времени, и ОÑтберг из гонки выбыл. РСУ-13 полноÑтью оправдал Ñвою нумерацию «чертовой дюжины»: на нем перевернули Ñвои автомобили ÐÐ½Ð´Ñ€ÐµÐ°Ñ ÐœÐ¸ÐºÐºÐµÐ»ÑŒÑен и (второй раз за гонку) Роберт Кубица. Ðа Ñтот раз «крыша» ÑкÑ-пилота «Формулы-1» была куда более жеÑткой: на Ford оказалÑÑ Ð¿Ð¾Ð²Ñ€ÐµÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ð¼ ÐºÐ°Ñ€ÐºÐ°Ñ Ð±ÐµÐ·Ð¾Ð¿Ð°ÑноÑти, и Ð´Ð»Ñ Ð Ð¾Ð±ÐµÑ€Ñ‚Ð° мекÑиканÑкие Ð¿Ñ€Ð¸ÐºÐ»ÑŽÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ñ‡Ð¸Ð»Ð¸ÑÑŒ. Перед дневным ÑервиÑом Ñтого Ñамого длинного Ð´Ð½Ñ Ñ€Ð°Ð»Ð»Ð¸ ÑÐ¸Ñ‚ÑƒÐ°Ñ†Ð¸Ñ Ð² таблице общего зачета выглÑдела так: лидировал СебаÑÑ‚ÑŒÑн Ожье, в 49 Ñекундах от него Яри-Мати Латвала, затем Тьерри Ðевилль и еще один дебютант мекÑиканÑкой гонки Ðлфин ÐÐ²Ð°Ð½Ñ Ð¸Ð· M-Sport WRT.
Первый раз Роберт Кубица перевернул Ñвой Ford при Ñтечении публики…
При Ñтом Ðевилль уÑтупал лидеру почти четыре минуты, а ÐванÑ чуть больше четырех. И еÑли Ñкипажи Volkswagen Motorsport могли чувÑтвовать ÑÐµÐ±Ñ Ð´Ð¾Ñтаточно комфортно, то ÐÐµÐ²Ð¸Ð»Ð»Ñ Ð¸ ÐванÑа разделÑли вÑего одиннадцать Ñекунд. Ð’ заключительный день ралли вÑе внимание было приковано к Ñамому длинному в Rally Guanajuato Mexico (и к Ñамому длинному в нынешнем чемпионате мира!) почти 60-километровому ÑпецучаÑтку. И Ñамым быÑтрым здеÑÑŒ был МадÑ ОÑтберг, вернувшийÑÑ Ð² гонку по ÑиÑтеме Rally2 и получивший 30-минутный штраф за шеÑÑ‚ÑŒ пропущенных накануне ÑпецучаÑтков. Штраф, лишивший его, так раÑÑчитывающего на подиум в МекÑике, вÑех шанÑов на попадание даже в топ-деÑÑÑ‚ÑŒ. Ð’Ñлед за ОÑтбергом, Ñ Ñ€Ð°Ð·Ñ€Ñ‹Ð²Ð¾Ð¼ в 5,7 и 13,6 Ñекунды ÑоответÑтвенно, на ÑпецучаÑтке Guanajuatito финишировали Ожье и Латвала. ÐœÐ°Ð´Ñ ÐžÑтберг побеждает и на предпоÑледнем, 11,63-километровом ÑпецучаÑтке Derramadero, но Ñто не более чем «голы преÑтижа» в ворота Volkswagen Motorsport. До конца Ñтой труднейшей гонки один, вÑего лишь (по меркам Rally Guanajuato Mexico) воÑьмикилометровый Power Stage, на котором Ñкипажи, показавшие три лучших результата, получают бонуÑные очки в зачет чемпионата. Ðу, теперь-то вÑе? Делить, вроде бы, и нечего: Латвала отÑтает от Ожье более чем на минуту, а занимающий третью позицию (ÑенÑационный уÑпех Hyundai Motorsport!) Ðевилль уже проигрывает больше пÑти. Далее Ñ Ñ‚Ñ€ÐµÑ…Ð¼Ð¸Ð½ÑƒÑ‚Ð½Ñ‹Ð¼Ð¸ разрывами ÐванÑ, Прокоп, ГуÑрра (или ГÑрра?). Затем ÐткинÑон, Хирвонен, Мик… Ðет, познать дейÑтвие текилы Ñ Ð¿Ð¸Ð²Ð¾Ð¼ можно, лишь выпив вÑе Ñто до дна. РпоÑему и на заключительном ÑпецучаÑтке не вÑе прошло гладко: в Ñамом его начале разбивает подвеÑку Ñвоего Citroen ÐšÑ€Ð¸Ñ ÐœÐ¸Ðº. Рбуквально перед финишем чуть было не произошли Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² тройке лидеров: уже на перегоне поÑле Power Stage перегрелÑÑ Ð´Ð²Ð¸Ð³Ð°Ñ‚ÐµÐ»ÑŒ на Hyundai i20 WRC Тьери ÐевиллÑ. Причина — неизвеÑтно откуда поÑвившаÑÑÑ Ð´Ñ‹Ñ€Ð¾Ñ‡ÐºÐ° в радиаторе, из которой вытекала Ð¾Ñ…Ð»Ð°Ð¶Ð´Ð°ÑŽÑ‰Ð°Ñ Ð¶Ð¸Ð´ÐºÐ¾ÑÑ‚ÑŒ. Ðо бельгиец нашел выход — в ход пошла и Ð¿Ð¸Ñ‚ÑŒÐµÐ²Ð°Ñ Ð²Ð¾Ð´Ð°, и Ñодержимое большой бутылки пива Corona, врученной организаторами на финише заключительного ÑпецучаÑтка. Вот на таком коктейле (пуÑÑ‚ÑŒ и без текилы) Ðевилль и Ñумел доехать до призового подиума.
Ð”Ð»Ñ Ð·Ñ€Ð¸Ñ‚ÐµÐ»ÐµÐ¹ Бенито ГуÑрра был, безуÑловно, главным дейÑтвующим лицом ралли
Так МекÑика иÑпытывала шины на прочноÑÑ‚ÑŒ
4 меÑто — лучший результат Ðлфина ÐванÑа
ÐЕСКОЛЬКО ИÐТЕРВЬЮ ПЕРЕД СТÐРТОМ Ð ÐЛЛИ МЕКСИКИ
СЕБÐСТЬЯРОЖЬЕ
Ваш штурман Жюльен ИнграÑÑиа говорил о том, что ралли МекÑики ÑвлÑетÑÑ ÐµÐ³Ð¾ любимой гонкой. Ð Ð´Ð»Ñ Ð’Ð°Ñ?
Я не могу Ñказать что «МекÑика» ÑвлÑетÑÑ Ð¼Ð¾Ð¸Ð¼ любимым ралли. Скажу так, оно входит в чиÑло ралли, которые мне нравÑÑ‚ÑÑ. Кроме того, оно имеет Ð´Ð»Ñ Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐ¾Ðµ значение: в 2008 году, еще в чемпионате JWRC, мы Ñюда приехали в первый раз и Ñразу одержали победу. Победили мы здеÑÑŒ и в прошлом году. Так что Ñто ралли Ð´Ð»Ñ Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð´ÐµÐ¹Ñтвительно оÑобенное.
Жюльен вкратце обриÑовал трудноÑти, которые поджидают здеÑÑŒ штурмана, Ркаково Ñто ралли Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¸Ð»Ð¾Ñ‚Ð°?
Ðе могу Ñказать, что Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð·Ð´ÐµÑÑŒ что-то Ñильно беÑпокоит. Правило очень проÑтое: пить больше воды, что позволит быÑтрее  воÑÑтанавливатьÑÑ Ð¾Ñ‚ нагрузок.
Рвам как пилоту нравÑÑ‚ÑÑ Ð´Ð»Ð¸Ð½Ð½Ñ‹Ðµ ÑпецучаÑтки, такие, как на Ñтом ралли?
Да, Ñ Ð´ÐµÐ¹Ñтвительно люблю длинные ÑпецучаÑтки, на которых очень важен компромиÑÑ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñƒ атакующей и аккуратной ездой. Реще одной моей Ñильной Ñтороной ÑвлÑетÑÑ ÑƒÐ¼ÐµÐ½Ð¸Ðµ Ñкономить резину.
Как вы думаете, еÑли Ð³ÐµÐ³ÐµÐ¼Ð¾Ð½Ð¸Ñ VW будет продолжатьÑÑ, не отпугнет ли Ñто зрителей от ралли?
Ðе Ñкажу, что мы имеем подавлÑющее преимущеÑтво. Как видите, в мировом ралли у Ð½Ð°Ñ Ð¿Ð¾ÑвилÑÑ ÐµÑ‰Ðµ один конкурент, который  навернÑка будет прогреÑÑировать. Да, мы раÑполагаем очень надежным автомобилем, что и доказал прошлый Ñезон. Ðо хочу заметить, что техничеÑкие кондиции машин, Ñтартующих в WRC, веÑьма Ñхожи и многое завиÑит именно от маÑтерÑтва пилотов.
Ð’ Ñтом ралли у вашего Ñкипажа Ð²Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°Ñ ÑÑ‚Ð°Ñ€Ñ‚Ð¾Ð²Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð¸Ñ†Ð¸Ñ. Каким будет начало гонки: будете иÑпользовать тактику Ð²Ñ‹Ð¶Ð¸Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸Ð»Ð¸Â Ñразу начнете атаковать?
Ðаша Ð¿Ð¾Ð·Ð¸Ñ†Ð¸Ñ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ выгоднаÑ, чем у Яри-Матти Латвалы, которому придетÑÑ ÐµÑ…Ð°Ñ‚ÑŒ первым и раÑчищать дорогу. ПонÑтно и то, что тем, кто едет за нами, будет легче. Тем не менее мы будем ÑтаратьÑÑ ÐµÑ…Ð°Ñ‚ÑŒ так быÑтро, как Ñможем, но наша Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ð°Ñ Ð·Ð°Ð´Ð°Ñ‡Ð° — не потерÑÑ‚ÑŒ контакт Ñ Ð´Ð¾Ñ€Ð¾Ð³Ð¾Ð¹. Ð Ð´Ð»Ñ Ð½Ð°ÑтоÑщей атаки у Ð½Ð°Ñ Ð±ÑƒÐ´ÑƒÑ‚ Ñледующие дни.
ЖЮЛЬЕРИÐГРÐССИÐ
Когда пилотов WRC Ñпрашиваешь о том, какие ралли им нравÑÑ‚ÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐµ вÑего, обычно говорÑÑ‚ о Ðовой Зеландии, ФинлÑндии или Швеции. О МекÑике мало кто говорит…
Мне такой Ð²Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñ Ð·Ð°Ð´Ð°Ð²Ð°Ð»Ð¸ ÑовÑем недавно — на ралли Швеции. И знаете, что Ñ Ð¾Ñ‚Ð²ÐµÑ‚Ð¸Ð»? Что мне больше вÑего нравитÑÑ Ñ€Ð°Ð»Ð»Ð¸ МекÑики.
ЕÑÑ‚ÑŒ ли оÑобые трудноÑти Ð´Ð»Ñ ÑˆÑ‚ÑƒÑ€Ð¼Ð°Ð½Ð° в Ñтом ралли?
ЗдеÑÑŒ очень жарко, выÑота и длинные ÑпецучаÑтки, в конце которых очень Ñложно Ñохранить голоÑ.
Как в таких уÑловиÑÑ… удаетÑÑ ÑохранÑÑ‚ÑŒ концентрацию?
И до ралли, и во Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð³Ð¾Ð½ÐºÐ¸ приходитÑÑ Ð¾Ñ‡ÐµÐ½ÑŒ много пить. Ðто и помогает работе мозга, и позволÑет ÑохранÑÑ‚ÑŒ концентрацию. Даже в Ñтенограмме Ñ Ð¾Ñ‚Ð¼ÐµÑ‡Ð°ÑŽ меÑта, когда можно попить воды.
Каким Ð´Ð»Ñ Ð²Ð°ÑˆÐµÐ³Ð¾ Ñкипажа было начало чемпионата? Ð’ МекÑику вы приехали не лидерами…
ÐынешнÑÑ ÑÐ¸Ñ‚ÑƒÐ°Ñ†Ð¸Ñ Ð½Ðµ многим отличаетÑÑ Ð¾Ñ‚ прошлогодней. РазумеетÑÑ, не Ñтоит разбраÑыватьÑÑ Ð¾Ñ‡ÐºÐ°Ð¼Ð¸ в Ñамом начале Ñезона — наверÑтывать вÑегда Ñложно. Ðо мы не Ñчитаем ÑÐµÐ±Ñ Ð² роли догонÑющих и очень хотим примерить ковбойÑкие Ñапоги, которые получат победители на финише ралли МекÑики. Ртеперь мой Ð²Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñ Ð²Ð°Ð¼: «Когда в ралли вернетÑÑ Ð•Ð²Ð³ÐµÐ½Ð¸Ð¹ Ðовиков?»
Увы, на Ñтот Ð²Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñ Ð–ÑŽÐ»ÑŒÐµÐ½Ð° ИнграÑÑии Ñ Ð¾Ñ‚Ð²ÐµÑ‚Ð¸Ñ‚ÑŒ не Ñмог…
И они примерили ковбойÑкие Ñапоги!
ЯРИ-ÐœÐТТИ ЛÐТВÐЛÐ
Ð’ Ñвоем интервью ваш Ñоперник Микко Хирвонен Ñказал, что у них на Ñтом ралли еÑÑ‚ÑŒ шанÑ, так как Ñкипажам VW предÑтоит ехать первыми и раÑчищать траÑÑу…
Ðта роль дейÑтвительно ÑложнаÑ. Ðо Ñ Ð²Ð¿ÐµÑ€Ð²Ñ‹Ðµ в Ñвоей карьере ÑвлÑÑŽÑÑŒ лидером чемпионата, и Ñто, конечно, оÑобенное ощущение. Ðо за Ñто ощущение придетÑÑ Ð¿Ð»Ð°Ñ‚Ð¸Ñ‚ÑŒ, и по правилам в Ñтой гонке у Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð¿ÐµÑ€Ð²Ð°Ñ ÑÑ‚Ð°Ñ€Ñ‚Ð¾Ð²Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð¸Ñ†Ð¸Ñ.
Прежде Ð²Ð°Ñ Ñ‡Ð°Ñто обвинÑли в недоÑтатке ÑтабильноÑти. СейчаÑ, похоже, ÑÐ¸Ñ‚ÑƒÐ°Ñ†Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ½ÑетÑÑ?
ДейÑтвительно, Ñ‚Ð°ÐºÐ°Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ð° была. Ðаверное, каждый гонщик должен пройти через аварии, но важно, чтобы анализ тех Ñамых аварий помог приобреÑти ÑтабильноÑÑ‚ÑŒ. Кроме того, Ñ ÑÐµÐ¹Ñ‡Ð°Ñ Ð·Ð°Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÑŽÑÑŒ Ñпециальным тренингом, который ведет КриÑтофер Трайер, бывший тренер-пÑихолог МаркуÑа Гронхольма. ЗанÑÑ‚Ð¸Ñ Ð¼Ñ‹ начали еще в прошлом году, во Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ñ€Ð°Ð»Ð»Ð¸ Великобритании.
Ð’Ñ‹ уже почувÑтвовали результат занÑтий?
Да, на ралли Монте-Карло был первый полноценный опыт, и Ñ Ð´ÐµÐ¹Ñтвительно Ñмог ощутить результат. ПродуктивноÑÑ‚ÑŒ нашего ÑотрудничеÑтва была оÑобенно заметна на фоне того, что ралли Монте-Карло ÑчитаетÑÑ Ñложным Ð´Ð»Ñ ÑкандинавÑких пилотов.
Ð’ Ñвете того, что вы ÑÐµÐ¹Ñ‡Ð°Ñ Ð»Ð¸Ð´ÐµÑ€ чемпионата, что Ð´Ð»Ñ Ð²Ð°Ñ Ð²Ð°Ð¶Ð½ÐµÐµ: борьба в зачете пилотов или очки в копилку командного зачета?
Важны обе цели, но в Ñтом году у Ð¼ÐµÐ½Ñ ÐµÑÑ‚ÑŒ хороший ÑˆÐ°Ð½Ñ Ð¿Ð¾Ð±Ð¾Ñ€Ð¾Ñ‚ÑŒÑÑ Ð·Ð° титул и в личном зачете. РазумеетÑÑ, здеÑÑŒ вÑе взаимоÑвÑзано: хорошо выÑтупаешь в личном зачете — приноÑишь макÑимум очков в зачете командном. Ð’ прошлом Ñезоне, который прошел Ð´Ð»Ñ Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð½Ðµ очень хорошо, Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐµ концентрировалÑÑ Ð½Ð° командной борьбе.
Тогда вопроÑ, на который обычно пилоты не отвечают. Ðто Ð²Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñ Ð¾ командной тактике. Говорили ли вам, что в определенный период вам нужно помогать Ожье в его Ñражении за титул?
ПонÑтно, что в начале Ñезона такой уÑтановки быть не могло. Ðо во второй половине Ñезона, поÑле ралли ФинлÑндии, Ñтало понÑтно, что Ð¼Ð¾Ñ Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ð°Ñ Ð·Ð°Ð´Ð°Ñ‡Ð° — борьба за титул в зачете производителей. ÐœÐµÐ½Ñ Ð´ÐµÐ¹Ñтвительно попроÑили работать в интереÑах команды, и поÑтому на ралли ÐвÑтралии, Франции и ИÑпании перед нами ÑтоÑла именно Ñта задача. Рв УÑÐ»ÑŒÑ ÐºÐ¾Ð¼Ð°Ð½Ð´Ð° VW Motorsport уже приехала в ранге чемпиона, поÑтому мы Ñмогли поработать на ÑебÑ.
ВопроÑ, отноÑÑщийÑÑ Ðº прошлой жизни. Когда Кими Райкконен выÑтупал в ралли, обращалÑÑ Ð»Ð¸ он к вам за Ñоветами?
Кими немного заÑтенчив, и потому нелегко идет на контакт. Ðо когда мы общалиÑÑŒ, Ñ, конечно, давал ему некоторые Ñоветы.
ШТЕФÐРМОЗЕÐ
ДИРЕКТОРПО ÐœÐРКЕТИÐГУ И КОММУÐИКÐЦИЯМ VW MOTORSPORT
ПринÑто Ñчитать, что автоÑпорт ведет к прогреÑÑу автомобилеÑтроениÑ. Ðо гоночные автомобили ÑущеÑтвенно отличаютÑÑ Ð¾Ñ‚ автомобилей гражданÑких. Каково ваше мнение: Ñпорт дейÑтвительно преÑледует утилитарные цели, или Ñто иÑключительно маркетинговые задачи?
Верны обе позиции. С одной Ñтороны, мы дейÑтвительно применÑем некоторые Ñ€ÐµÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ð· Ñпорта в Ñоздании более мощных Ñерийных автомобилей VW. С другой Ñтороны, мы активно иÑпользуем WRC, чтобы Ñделать бренд Volkswagen еще боле Ñмоциональным. И Ñ Ð¼Ð¾Ð³Ñƒ точно Ñказать, что отношение к Polo за то времÑ, пока мы учаÑтвуем в мировом ралли, Ñерьезно изменилоÑÑŒ, он Ñтал воÑприниматьÑÑ ÐºÐ°Ðº Ñовершенно другой автомобиль. Мы недавно проводили ÑоциологичеÑкое иÑÑледование, в котором был Ð²Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñ Ð¾ том, Ñчитают ли люди тот или иной бренд уÑпешным. Когда мы учаÑтвовали на Touareg в «Дакаре», наши рейтинги ÑоÑтавлÑли порÑдка 9–10%, а поÑле начала нашей программы в WRC он Ð²Ñ‹Ñ€Ð¾Ñ Ð´Ð¾ 55%.
Считаете ли вы, что учаÑтие команды в выÑшей категории WRC доÑтаточно Ð´Ð»Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð±Ñ€ÐµÐ½Ð´Ð°, и нет ли планов Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð³Ð¾Ñ‚Ð¾Ð²ÐºÐ¸ автомобилÑ, Ñкажем, клаÑÑа R5?
Когда мы начинали проект WRC, у Ð½Ð°Ñ Ð±Ñ‹Ð»Ð¾ некое разделение Ñо Skoda. Мы Ñотрудничали, но при Ñтом решили, что в работе Ñ World Rally Car учаÑтвуем мы, а в других проектах — Skoda. КÑтати, в Ñкором времени Skoda предÑтавит новый автомобиль.
ЕÑли бы вы Ñтали президентом FIA, что бы вы изменили в ралли?
Я не думаю, что был бы ÑмыÑл менÑÑ‚ÑŒ техничеÑкий регламент, а вот формат мероприÑÑ‚Ð¸Ñ Ñ Ð±Ñ‹ поменÑл. СоглаÑитеÑÑŒ, Ñложно удержать внимание зрителей даже во Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ 24-чаÑовой гонки. Я бы предложил формат, напоминающий велогонку Tour de France, где каждый день еÑÑ‚ÑŒ Ñвой победитель и за каждый день начиÑлÑÑŽÑ‚ÑÑ Ð¾Ñ‡ÐºÐ¸. Да и порÑдок Ñтартов в первый день гонки, Ñ Ð¼Ð¾ÐµÐ¹ точки зрениÑ, неÑовершенен. ЕÑли в «Формуле-1» пилот побеждает в квалификации, то он начинает гонку в лучших уÑловиÑÑ…. Рв WRC лидер чемпионата начинает Ñледующее ралли в худших уÑловиÑÑ…. Реще Ñ Ñделал бы больше Ñтапов и задейÑтвовал бы такие Ñтраны, как Китай, БразилиÑ, РоÑÑÐ¸Ñ â€” те, в которых активно развиваетÑÑ Ð½Ð°Ñˆ рынок.
WRC2
Борьба в Ñтой категории была менее напрÑженной, но и здеÑÑŒ не обошлоÑÑŒ без драматизма. Первым лидером Ñтал ÑÑтонец Отт ТÑнак, показавший лучший в категории результат на первом и втором ÑпецучаÑтках. Ðо уже на СУ-3 ТÑнак вылетает Ñ Ñ‚Ñ€Ð°ÑÑÑ‹. Подобные проблемы и у перуанца ÐиколаÑа ФукÑа. Рдальше бал правил украинÑкий Ñкипаж Ð®Ñ€Ð¸Ñ ÐŸÑ€Ð¾Ñ‚Ð°Ñова и Павла Черепина, выÑтупающий на Ford Fiesta R5 и уже запиÑавший на Ñвой Ñчет победу на ралли Монте-Карло. Ðа каждом ÑпецучаÑтке Юрий увеличивал отрыв от ближайшего Ñоперника, итальÑнца Лоренцо Бертелли. К примеру, поÑле первого Ð´Ð½Ñ Ð®Ñ€Ð¸Ð¹ «вез» Лоренцо более пÑти Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð¸Ð½Ð¾Ð¹ минут. Ðо и Ð´Ð»Ñ ÐŸÑ€Ð¾Ñ‚Ð°Ñова ралли МекÑики ÑкладывалоÑÑŒ не Ñтоль безоблачно: был и отказ гидроуÑÐ¸Ð»Ð¸Ñ‚ÐµÐ»Ñ Ñ€ÑƒÐ»Ñ, и прокол колеÑа. Ðо ÑÐ°Ð¼Ð°Ñ Ð½Ð°Ð¿Ñ€ÑÐ¶ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ ÑÐ¸Ñ‚ÑƒÐ°Ñ†Ð¸Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ»Ð° в заключительной чаÑти гонки, когда на одном из трамплинов на автомобиле украинцев ÑломалаÑÑŒ полуоÑÑŒ, и вÑе завиÑело от того, хватит ли Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ð±ÐµÐ´Ñ‹ того колоÑÑального запаÑа, который имел Юрий. К ÑчаÑтью, не только хватило Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ð±ÐµÐ´Ñ‹ в категории, но и Ð´Ð»Ñ Ð´ÐµÑÑтого меÑта в абÑолюте, что позволило ПротаÑову заработать очко в общем зачете чемпионата мира